Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена особенностями подросткового возраста, который является периодом сложного психологического развития и личностного роста, с наличием внутренних противоречий, обусловленных как возрастными особенностями, так и противоречиями в отношениях с взрослыми. Особенно остро проявляется на данном этапе, сопротивление подростков воспитательным воздействиям, что приводит к появлению протестного поведения и выделения группы «трудных», «девиантных», «акцентуированных» и др. подростков. Акцентуированное поведение обусловлено индивидуальными и личностными особенностями, проявления его зависят от конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности подростков. Исследования зарубежных и отечественных авторов, доказывают, что акцентуированные подростки характеризуются разной степенью деформации в системе внутренних и поведенческих реакций, ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций и т.д. Многие подростки находятся в состоянии психологической изоляции, находятся на низком уровне социализации, отстают в развитии, имеют различные искажения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательную Я-концепцию, недифференцированность и разынтегрированность «образа Я», рассогласование когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов психики. Все эти проявления относятся к характеристикам нарушений личностного развития. Теоретические и прикладные исследования отечественных и зарубежных авторов подтверждают возможность коррекции акцентуаций характера и акцентуированного поведения, что является достаточно эффективным в подростковом возрасте при условии корректного психолого-педагогического воздействия.
Актуальность темы исследования определяется существующими противоречиями, которые возникают в жизни каждой формирующейся личности на этапе подросткового возраста, а также противоречиями социальной группы и общества в целом. С одной стороны, для полноценного развития подросток нуждается в выработке умений противостоять стремлению удовлетворять все потребности, но с другой стороны сопротивление удовлетворению той или иной потребности, преодоление себя, вызывает состояние фрустрации, напряжения, которое при отсутствии определенных эмоционально-волевых ресурсов, приводит к деструктивным эффектам, конфликтам, стрессам, агрессии и девиациям. Таким образом, познание личностных механизмов регуляции поведения акцентуированных подростков, позволит выработать эффективные методы социально-педагогической коррекции акцентуаций в подростковом возрасте и осуществлять профилактику возникновения отклонений в личностном развитии.
Цель исследования: изучение психокоррекционной работы с акцентуированными подростками.
Гипотеза исследования: акцентуированные подростки, зачастую проявляют отклоняющееся поведение, что тесно связано с особенностями его личностного развития, в связи с чем, психокоррекционная деятельность, будет способствовать купированию девиантного поведения и гармоничному развитию и социализации личности.
Изучаемые переменные:
1. Особенности личности и социальной адаптации акцентуированных подростков.
Поставленная цель исследования обуславливает решения следующих задач исследования:
1) провести эмпирическое исследование акцентуаций в подростковом возрасте;
2) подготовить рекомендации по психокоррекционной работе с акцентуированными подростками.
Теоретико-методологические основой исследования явились работы как зарубежных (К.Левин, Х. Ремшмидт, Э. Шпрангер, Э.Эриксон и др.), так и отечественных авторов(Л.С. Выготский,М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин, Б.Д. Эльконин и др.), которые занимались вопросами исследования развития личности и нарушений в личностном развитии.
Большой вклад в исследование акцентуаций характера внесли Акатов Л.И., Визель Т.Г., К.Леонгард, А.Е.Личко и др.
В качестве методик исследования нами были использованы:
1. модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (по Личко) ,
2. методика определения доминирующего состояния Л. В. Куликова,
3. опросник способов копинга «Ways of Coping Questionnaire» Р.Лазаруса,
4. диагностика социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда.
Был использован метод сравнительного анализа, а также математико статистический метод (U-критерий Мана-Уитни).
Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №35 г. Улан-Удэ
Характеристики экспериментальной выборки
В выборку вошли ученики 9-10 классов, 60 человек (14-16 лет), из них 30 акцентуированных подростков (АП) и 30 не акцентуированных подростков (Н/АП)
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование включало в себя два этапа:
1) Диагностика учащихся 9-10 классов (14-16 лет), для выявления эмпирической группы акцентуированных подростков. Было обследовано 86 человек, для выявления группы акцентуированных подростков (30 человек). Контрольная группа не акцентуированных подростков (30 человек), была подобрана из наиболее близких по возрасту и социальной ситуации развития подростков (одноклассники).
2) Второй этап предполагал эмпирический анализ личностных особенностей, а также особенностей социальной адаптации акцентуированных и не акцентуированных подростков.
Объект исследования: 60 человек (30 акцентуированных подростков и 30 подростков, у которых не было выявлено акцентуаций характера, в возрасте 14-16 лет).
Предмет исследования: личностные особенности, а также особенности социальной адаптации акцентуированных и не акцентуированных подростков.
Гипотеза исследования:
1. Существуют различия в социально – психологических особенностях акцентуированных и не акцентуированных подростков, которые проявляются в личностных характеристиках, в особенностях самоотношения, применении копинг-стратегий в стрессовых ситуациях;
Помимо стандартизированных методик, использовалось включенное наблюдение, для фиксации невербальных реакций при рассказе о переживаниях и способах совладания со стрессом для акцентуированных подростков.
Были использованы следующие диагностические методики:
1) Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (по Личко) .
Был использован модифицированный опросник ПДО, в силу того, что Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО) для подростков, разработанный в отделении подростковой психиатрии Психоневрологического Института им. В.М.Бехтерева, школьными психологами используется очень редко, в основном - из-за сложности и необходимости больших временных затрат (от 1 до 1,5 часа на одного человека). Кроме того ПДО весьма трудно применять в групповом варианте.
Устройство МПДО
Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.
Порядок заполнения опросника и подсчета баллов изложен в Инструкции. Непосредственно опросник и инструкция к нему представлены в Приложении 2.
2) Методика определения доминирующего состояния Л. В. Куликова
Методика касается определения доминирующего состояния, создана данная методика для определения характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния. Оценивается данный показатель с помощью самооценок тестируемого. Методика представлена в форме опросника с определенными утверждениями, которые описывают признаки, характеризующие состояние и поведение, а также взаимоотношения с различными аспектами социально-психологического порядка.
Оценка уровня согласия с каждым утверждением, даётся по 7 бальной шкале. Это позволяет сделать опросник многопараметрическим, но с небольшим количеством пунктов, краткость опросника и отсутствие «неудобных» утверждений, позволяет использовать данную методику в различных массовых обследованиях, в разных возрастных и социальных группах. Представлены показатели рядом шкал, по которым оценивается и описывается модель личности. Шкалы биполярны, по ним может быть получена оценка низкого, высокого или среднего уровня. Достаточно информативная методика, помогающая оценить особенности социально-психологического состояния личности.
3. Опросник способов копинга «Ways of Coping Questionnaire» Р.Лазаруса,
Применяется для определения копинг-механизмов и способов преодоления стресса в различных сферах психической деятельности, то есть личностных копинг-стратегий. Является первой стандартной методикой в области изменения совладающего поведения.
4. Диагностика социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда
Методика представляет собой личностный опросник предназначенный для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с данной адаптацией черт личности. Опросник состоит из 101 утверждения, сформулированных в третьем лице, единственного числа без местоимений, для того чтобы избежать прямого отождествление с результатами. Представлена 7 балльная шкала ответов, методика оценивается по 6 интегральным показателям: адаптация, принятие других, интернальность, самовосприятие, эмоциональная комфортность, и стремление к доминированию, каждый высчитывается личностно по индивидуальной форме; интерпретация осуществляется по нормативным данным.
В выборку вошло 60 человек, разделённых по признаку наличия акцентуаций характера.
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе обследования по результатам методики МПДО Личко А.Е., были получены следующие результаты и выявлено наличие следующих акцентуаций.
Из общей группы обследованных подростков параллелей 9-10 классов СОШ №35(86 человек) была выделена группа акцентуированных подростков, состоящая из 30 человек, которая стала экспериментальной.
В рамках данного исследования не ставилась задача дифференциации акцентуированных подростков по типам акцентуаций, в первую очередь был важен сам факт выявления и/или наличия акцентуации у подростка, тем не менее, были представлены следующие варианты акцентуаций у подростков представим показатели в процентном соотношении (см.Табл.1, Рис.1).
Были выявлены типы акцентуаций:
Гипертимный – 6 человек (20%)
Циклоидный – 2 человека (6,6%)
Лабильный – 2 человека(6,6%)
Астено-невротический – 4 человека (13,3 %)
Сензитивный – 4 человека(13,3 %)
Тревожно-педантический – 3 человека (10%)
Интровертированный – 3 человека(10%)
Неустойчивый – 3 человека(10%)
Демонстративный – 3 человека(10%)
Таблица 1 – Результаты, полученные по итогам ответов при совпадении с ключом по методике МПДО Личко
№ испытуемого Ак. Совпадения с ключом Кол-во совпадений
1. Г 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10
2. Ц 2 13 24 35 46 57 68 79 90 101 112 123 134 8
3. Л 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102 113 124 135 9
4. А 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103 114 125 136 8
5. С 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104 115 126 137 8
6. Т 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105 116 127 138 9
7. И 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106 117 128 139 9
8. Н 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109 120 131 142 10
9. Д 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108 119 130 141 9
10. Г 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10
11. Г 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10
12. А 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103 114 125 136 8
13. С 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104 115 126 137 8
14. Т 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105 116 127 138 9
15. И 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106 117 128 139 9
16. Н 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109 120 131 142 10
17. Д 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108 119 130 141 9
18. Г 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10
19. Ц 2 13 24 35 46 57 68 79 90 101 112 123 134 8
20. Л 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102 113 124 135 9
21. А 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103 114 125 136 8
22. С 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104 115 126 137 8
23. Т 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105 116 127 138 9
24. И 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106 117 128 139 9
25. Н 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109 120 131 142 10
26. Д 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108 119 130 141 9
27. Г 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10
28. Г 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10
29. А 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103 114 125 136 8
30. С 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104 115 126 137 8
Рисунок 1 – Виды акцентуаций, представленные в экспериментальной группе
Определённый материал, был получен непосредственно путём взаимодействия с подростками и включённого наблюдения. Можно было наблюдать особенности их взаимодействия друг с другом, видеть их настроение, уровень активности. Кроме того, в беседах и интервью подростки подробно описывали свои ощущения, рассказывали о событиях своей жизни, что имело важное значение для исследования социально-психологических особенностей акцентуированных и не акцентуированных подростков
По методике Л.В.Куликова были получены данные, проанализированные для выявления достоверных различий между показателями экспериментальной и контрольной групп по критерию Манна-Уитни(см.Табл.2).
Таблица 2. Результаты по методике «Доминирующие состояния» Л.В.Куликов (Т-баллы)
Шкала Ср. групп. знач-е Ср. знач. акцентуированные подростки (АП) Ср. знач. не акцентуированные подростки (Н/АП) Дост. Различия по крит. Манна-Уитни (UЭмп)
Шкала Ак 43 50 35 0,015*
Шкала То 43 40 50 0,0345*
Шкала Бо 45 40 45 0,34
Шкала Сп 38,5 30 47 0,013*
Шкала Ра 37,5 30 45 0,117*
Шкала Ус 45 35 45 0,012**
Шкала Уд 55 50 60 0,0072**
Шкала По 35 30 40 0,022*
*-достоверность различий p≤ 0,05
**-достоверность различий p≤ 0,01
Рисунок 2. – Средние показатели по методике «Доминирующие состояния» Л.В.Куликова в группах исследуемых подростков
Высокие оценки (≤ 60 Т-баллов), низкие оценки (≤ 40 Т-баллов).
По данным обследования выявлены достоверно значимые различия по всем параметрам методики в обследуемых группах.
Ак: в группе не акцентуированных подростков отмечается в целом позитивный взгляд на жизненную ситуацию, вера в возможность преодоления препятствий, ощущение силы